Гимназическая церковь в Евпатории

Гимназическая церковь в Евпатории
682 просмотра

Среди храмов дореволюционной Евпатории церковь во имя Святых православных первоучителей Кирилла и Мефодия занимала особое положение, так как являлась единственной в городе церковью при учебном заведении с собственным причтом.




 

 

Сентябрь 1904 года

В сентябре 1899 года Евпаторийская Дума, заслушав доклад городского головы и членов управы, приняла решение ходатайствовать об открытии в городе гимназической церкви. Несмотря на то, что только половина из многоконфессионального состава учащихся были детьми православного исповедания, архивные источники не выявляют ни малейшего напряжения в принятии решения о строительстве храма. Более того, сумму в три тысячи рублей по смете строительства гимназической церкви поровну внесли почетный попечитель караим Э.И. Дуван, православный гласный П.А. Бендебери и город.

Гимназический храм был построен в неорусском стиле, возрождавшем древнерусскую храмовую архитектурную традицию на новом техническом уровне. Здание вплотную примыкало к северному торцу актового зала. Нововоздвигнутый храм нарекли именами Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и в 1904 году торжественно освятили.

 

Духовные попечители

«Здание домовой церкви каменное, крыто оцинкованным железом. Его длина 24 аршина, ширина 16 аршин, колокольни особой нет. Престол один. Утварью снабжена достаточно», – говорится в архивных документах.

Штат только что освященной домовой церкви состоял из одного священника – 38-летнего законоучителя мужской гимназии Василия Бощановского. Город прекрасно знал, что этот маленький храм появился «тщением почетного попечителя гимназии Порфирия Алексеевича Бендебери, директора гимназии Александра Григорьевича Богдановича» и, конечно, самого Василия Бощановского. С 4 сентября 1904 года старостой гимназической церкви являлся Порфирий Алексеевич Бендебери. Очень скоро, в 1905 году, открывшуюся гимназическую церковь посетил сам Преосвященный Владыка.

Сегодня с благодарностью стоит вспомнить и имя Дмитрия Ивановича Высочина, учителя музыки Евпаторийской мужской гимназии. Здесь он стал работать с апреля 1899 года. Его энергии и энтузиазму гимназия обязана тем, что при храме возник ученический хор. И все службы сопровождались высокодуховными песнопениями до самого последнего дня этого храма.

В марте 1912 года хозяйственный комитет гимназии старостой Кирилло-Мефодиевской церкви на три года избрал, а Его Преосвященство утвердил крестьянина Павла Евдокимовича Шокарева, переизбранного в 1915 году на новое трехлетие. За безупречную службу и усердие П.Шокарев был даже награжден серебряной медалью на Станиславской ленте.

В дореволюционной школьной иерархии должность преподавателя Закона Божия следовала сразу же после должности директора гимназии! Почти с самого открытия Закон Божий в мужской прогимназии, а позднее и в женской, преподавал настоятель Евпаторийского собора выпускник Киевской духовной академии Яков Чепурин. Затем этот предмет преподавали Ф.Туровский, Василий Бощановский, Алексей Юрьев, Василий Соколов. (Последним преподавателем, выведенным за штат на основании параграфа 13 Конституции РСФСР, стал отец Сербинов).

Согласно «Адрес-календарю-справочнику» В.Г. Пьянкова за 1913 год гимназическая церковь имела даже собственные издания, и не только религиозного характера. Например, ее служителями было подготовлено издание с иллюстрациями «Целительная сила курорта Евпатория».

 

Богослужение как метод патриотического воспитания

В отчете за 1905 год директор гимназии не без гордости писал: «В гимназическом храме обеспечивается торжественность Богослужения. (…) Серьезность и определенность требований в исполнении учениками религиозных обязанностей и постоянные заботы о благолепии храма оказывали самое благотворное влияние на религиозное развитие детей».

Безусловно, с появлением гимназического домового храма религиозное воспитание и развитие гимназистов как бы поднялось еще на одну ступень.

В просторном и строгом, с колоннами, актовом зале висели портреты императоров, чиновников Министерства народного просвещения и Одесского учебного округа. В центральном месте располагался киот с образом Спасителя. Ежедневно перед началом учебных занятий в храме происходила общая молитва. На молитве обязательно присутствовали директор, исполняющий обязанности инспектора, помощники классных наставников, все ученики православного вероисповедания, а также все желающие из иноверцев и преподаватели, имеющие первый урок.

В первый день учебного года, а также 7 января 1906 года совершалось «благодарственное молебствие с провозглашением многолетий и окроплением здания и молящихся святой водой».

В архивных документах отмечается, что даже на выпускных и переводных экзаменах листки для письменных работ ученикам раздавали только после прочтения молитвы и зачтения параграфа 63 «Правил об испытаниях учеников гимназии и прогимназии».

Но не одними молитвами жили дореволюционные гимназии Евпатории. Так, обе евпаторийские гимназии праздновали 100-летние юбилеи великого Н.В. Гоголя и народного поэта А.В. Кольцова, 200-летие Полтавской победы и 50-летний юбилей «великого акта освобождения крестьян от крепостной зависимости», 100-летие Отечественной, как ее тогда называли, войны 1812 года. 20 февраля 1913 года в Евпаторийской гимназической церкви отслужили панихиду в память о почивших членах царствующего Дома Романовых.

 

Война с юбилеем

21 февраля 1914 года в гимназической церкви состоялось торжественное богослужение с молебствием по случаю 20-летнего юбилея храма. В этот же день в семь часов вечера для обеих гимназий – женской и мужской провели торжественное чествование юбилея. В программу вечера входили вступительное слово директора, Народный гимн, исполненный всеми учащимися и оркестром, декламация гимназистов, драматическая пьеса, вокальные номера и музыкальная комедия.

С первых дней войны, названной сразу «новой Отечественной», прихожане и служители храма включились в духовную работу. 3 августа 1914 года состоялся Крестный ход на бульвар для участия в общенародном молении о даровании русскому воинству победы над врагом. Хозяйственный комитет гимназии постановил отчислять «в пользу Таврического Епархиального комитета о раненых» шесть процентов из валовой доходности гимназической церкви».

9 октября директор обратился к воспитанникам с краткой речью о трехмесячных итогах войны – «О победах войск под Варшавой». Воспитанники скандировали «Ура!» и пели гимн «Боже, царя храни!». После урока состоялась величественная манифестация. Гимназия в полном составе во главе с гимназической ротой, под стягом, при оркестре, с портретом Государя Императора двинулась к собору. С его паперти законоучитель протоиерей Бощановский произнес прочувствованное слово. Дальше манифестация прошла к дому англо-французского консульского агента, приветствовавшего манифестантов патриотическими пожеланиями. Преподаватель Галахов также произнес горячую речь.

 

Православное воинство

А ровно через год протоиерей Василий Бощановский указом Таврической Духовной Консистории в августе 1915 года был назначен отправлять пастырские обязанности во вновь пришедшую в Евпаторию пешую 473 Екатеринославскую дружину, и его торжественно, с любовью провожали обе гимназии.

В дар с напутствием жить долго он получил необходимое для богослужения в армии. Вслед за отцом в сентябре 1915 года на фронт ушел его сын Иван Бощановский, гимназист 7-го класса Евпаторийской мужской гимназии. И строгий документ вскоре зафиксировал: «Протоиерей о. В. Бощановский по случаю отъезда в действующую армию за телом убитого сына-офицера пропустил во второй половине 1916 года энное количество уроков». 1917/1918 учебный год он в гимназии не начал, так как остался на службе в VI армии.

Пастырское наставление

23 марта 1917 года педсоветы обеих гимназий рассматривали предложение попечителя Одесского учебного округа «восстановить нормальное течение школьной жизни». По всей видимости, что-то «ненормальное» в ее течении увидели одесские чиновники.

Но евпаторийские педагоги, надо думать, какого-то существенного воздействия внешних, например, военных, обстоятельств на учебный процесс не заметили, поэтому в протоколе зафиксировали: «Порядок в гимназии ничем не был нарушен». Вместе с тем, этот циркуляр свыше был связан с поворотным трагическим событием российской истории – с отречением 2 (15) марта 1917 года от престола Императора Николая II.

И 5 марта по старому стилю с «Посланием пастве Таврической о спасении Отечества» обратился архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий. «Хранить великое сокровище наше – Святую Веру – и посильно жить по ее заветам», – призывал он каждого на своем месте. «Учащиеся пусть преуспевают в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков». Конечно, «Послание» было доведено до сведения учащихся в гимназической церкви Кирилла и Мефодия.

 

Воинствующий атеизм

История гимназической церкви завершилась с установлением в Крыму большевистской власти. Революционный комитет Крыма своим приказом №349 от 20 апреля 1921 года создал межведомственные комиссии, на которые возлагалась выработка и непосредственное осуществление в срочном порядке мероприятий по выполнению Декрета Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Прежде всего была проведена регистрация церквей и молельных домов, подготовлены подробные описи недвижимого, движимого некультового имущества, отдельно – движимого, предназначенного специально для богослужения имущества, а также всех капиталов, церковных печатей и штампов с образцами их оттисков.

На первых порах верующие любой церкви могли по заявлению взять в бесплатное пользование храм, а также имущество культового характера. На заседании Евпаторийского окрисполкома 21 ноября 1921 года было принято решение «бывшую гимназическую, ныне приходскую церковь оставить на месте, предложить обществу верующих ИЗОЛИРОВАТЬ как помещение церкви, так и двор, составляющий ныне один с двором комкурсов».

Согласно делу №794 «О ликвидации православной гимназической (Кирилло-Мефодиевской) церкви в г. Евпатории», 25 марта 1922 года община верующих подала заявление в Церковное административное управление Крыма (церковный стол) о взятии храма в бессрочное и безвозвратное пользование для богослужения. Этот документ как церковный староста подписал Д.И. Высочин. Исполняющим обязанности священника (заштатного, в отставке) в нем значится В.М. Соколов, вступивший в обязанности в конце января 1921 года.

К документу приложена «Опись имущества». Здесь отмечено, что церковь построена на пожертвованные деньги. Естественно, что капиталов у церкви нет, штампов, печатей – тоже. Но церковное имущество из серебра и др. имеется. Оно-то и значится изъятым комиссией. Это дискос (серебр.), лжица, чаша, звездица, тарелочка, 3 лампадки, 7 риз, 8 образов (все серебр.). На вес это 5 фунтов 57 золотников. Евпаторийский окрисполком, как свидетельствует «Дело», передал общине в бессрочное и бесплатное пользование находящийся храм и предметы богослужения, а верующие 13 декабря 1922 года их приняли.

Менее чем через полгода, однако, ликвидационная комиссия на основании постановления НКВД от 12 января 1923 года №317 сделала оценку здания церкви в сумме 9000 рублей золотом, а имущество культового характера распорядилась отправить в Госхранилище при бывшем Александро-Невском соборе Симферополя, имущество некультового назначения – для использования на культурно-просветительские нужды в коммунхоз Евпатории.

Новый документ из Евпаторийского райисполкома с просьбой передать здание «под инвалидов и допризывников» окончательно решил судьбу здания церкви. Дело о гимназической церкви закрыто 31 января 1924 года на заседании Президиума Крымского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военных депутатов, где было решено передать помещение ликвидированной домовой церкви Кавказскому эскадрону 3-й дивизии для устройства красного уголка.

Но здание, освященное в 1904 году, стоит и поныне.

 

Память о храме жива

Некоторым евпаторийцам сегодня может показаться странным, невозможным, но судьба гимназической церкви не забыта и через сто лет после ее освящения. История этого храма исследуется в ученических научных работах Малой академии наук учащихся Евпатории. Так, в 2007 году была блестяще защищена работа ученицы 10-го класса второй школы Анны Куницыной «Проблема возвращения храма Святых Кирилла и Мефодия Евпаторийскому православному приходу». Автор завершает свою работу так:

«Особенно печальным фактом является то обстоятельство, что в нынешнее время здание храма используется не по своему прямому предназначению, т.е. духовному просвещению детей. Невзирая на то, что с 1994 году, когда по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря была создана община гимназического храма верующих Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, и неоднократные обращения во всевозможные инстанции вот уже тринадцать лет власти остаются глухими к справедливому требованию церкви вернуть храм детям.

В данный момент в помещении храма расположен детский театр «Золотой ключик». На месте престола расположена сцена, на которой периодически проводятся выступления детей. Достаточно долгое время ведется переписка между православной общиной и директором театра. Я считаю, что директор и сотрудники театра делают благородное дело, но оно не должно быть в ущерб церкви духовного просвещения детей. Тем не менее, руководство категорически отказывается передать здание храма православным.

…Верующие надеются, что в скором времени власти откликнутся на многочисленные просьбы о восстановлении справедливости и вновь возобновятся богослужения в гимназическом храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Евпатории».

 

Людмила НИКИФОРОВА

 


Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №23(19087) от 27/3/2015

Материал Гимназическая церковь в Евпатории добавлен пользователем в категорию: Евпатория. Вы можете добавить новость на сайт Евпатории рассказать о событиях, встречах, мероприятиях проводимых в городе Евпатория и поселениях Заозерное, Новоозерное, Мирный, Спутник-1, 2. Вся информация размещенная на сайте Евпатории получена из открытых источников в сети Интернет. Все права на размещенную информацию включая фотографии, изображения, аудио, видео и другое принадлежат правообладателям. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.


Евпатория отзывы (0)


Евпатория 2018

Древнегреческое поселение, существовавшее на месте нынешней Евпатории, носило название Керкинити́да (греч. Κερκινίτις). После разрушения Керкинитиды на протяжении многих сотен лет городского поселения на этом месте не существовало. Во времена Крымского ханства был основан город, который крымские татары называли Кезле́в (крымско-тат. Kezlev — «родник»), турки Гёзлеве (тур. Gözleve), а русские Козлов. После того, как Крым стал частью Российской империи, в 1784 году город «из-за неблагозвучности названия» был переименован в Евпаторию в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора (по-гречески — _благородная, рождённая благородным отцом_ ).
 
Евпатория расположена в степной, западной части Крымского полуострова. Город протянулся вдоль Евпаторийской бухты мелководного Каламитского залива. Средняя высота над уровнем моря составляет 10 м. Протяжённость Евпатории с юга на север составляет 12 км, с востока на запад — 22 км. Водные ресурсы — артезианские скважины Ивановского, Чеботарского, Альминский-2 водозаборов, городских скважин.
 
Евпатория не относится к Южному берегу Крыма, поэтому климат её степной, сильно засушливый, хотя море чуть смягчает его, по сравнению с Симферополем. Зима очень мягкая, устойчивого снежного покрова обычно не наблюдается. Лето жаркое и засушливое.
 
По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года численность постоянного населения города составила 105 719 человек.[6][7] Население города составляет 88,6 % от населения территории городского округа Евпатория.[7] В разгар летнего сезона население увеличивается в несколько раз. Ежегодно на отдых и лечение приезжает от 700 до 900 тысяч человек.
 
Население города Евпатории, без учёта поселков входящих в состав округа Евпатории. Евпатория, является 4 городом по численности населения в КФО и 3 в Республике Крым.
 
Город имеет регулярную планировку на юге, севере и западе. На юго-западе расположен курортный район. На востоке расположен старый город, имеющий типичную для восточных городов планировку с переплетением маленьких кривых улочек. Некоторые из домов в этом районе имеют возраст более 500 лет. На западе города — озеро Мойнаки, на востоке — озеро Сасык. В северо-западной части расположился современный город с высотными (до 18 этажей) зданиями, прямыми широкими улицами и проспектами. В северной части жилые районы Спутник-1 и Спутник-2 и промышленные предприятия.
 
Из природных лечебных факторов следует отметить уникальные грязи и рапу, морские и минеральные воды, воздух и солнце, песок и целебные растения. В черте города и в прилежащих местах по береговой линии расположены многочисленные мелкопесчаные пляжи. К востоку от города, в т. н. районе «Солнышко», песок пляжей крупнее, попадаются мелкие полудрагоценные камни. К западу от города тянется череда пансионатов, санаториев и пионерских лагерей.
 
В окрестностях города — к востоку и к западу от него — разбросаны озёра Мойнакское, Большое Ялы-Майнакское, Малое Ялы-Майнакское, Малое Отар-Майнакское и Сасык. Большой лечебной силой обладают грязи и вода этих озёр, высококонцентрированный соляной раствор — рапа. Озеро Мойнакское в конце 1990-х годов утратило свою ценность как месторождение лечебной грязи в связи с неконтролируемым сбросом в него пресной воды Северо-крымского канала.
 
Первый источник евпаторийской минеральной воды был открыт комплексной гидрогеологической экспедицией на территории Мойнакской грязелечебницы в 1959 году. Это вода хлоридно-натриевая слабощелочной реакции с температурой 39 °C. Позднее источники термальной минеральной воды были открыты на территории санатория Министерства обороны и Центральной курортной поликлиники. На пересечении улицы Фрунзе и проспекта Ленина находится бювет евпаторийской минеральной воды.
 
Уникальные по своему строению и расположению. Практически единственное место в Крыму, где песчаное морское дно у берегов и редко появляются волны. Огромная линия пляжей вдоль всего побережья города (более 30 км) способна принять более 3 млн отдыхающих. Основная часть — это пляжи санаториев, куда разрешен ограниченный вход. Многие пляжи Евпатории благоустроены, некоторые имеют спасательные станции. На большинство пляжей запрещён проход с животными, а на территории запрещено распитие спиртных напитков и купание в нетрезвом состоянии. Много различных видов водного отдыха и проката плавсредств.
 
В городе есть 3 экскурсионных маршрута — «Малый Иерусалим», «Городище Чайка», «Современная Евпатория» (имеется концепция создания ещё нескольких). Кроме того, в летнее время проводится большое число обзорных экскурсий по городу.
 
В старом городе (ул. Красноармейская, 20) находились турецкие бани XVI века. Бани работали до 1987 года (около 500 лет), а сейчас этот памятник закрыт и полуразрушен.
 
Интереснейший археологический памятник Евпатории — кяризы, древний водопровод, построенный предположительно в XV—XIV веках армянами, которые имели опыт подобного строительства, так как были связующим звеном Гезлева и Восточных стран, таких как Иран, Афганистан, Сирия и т. д. Представляет собой систему коридоров (кяриз), предназначение которых — снабжение города водой. В некоторых источниках карязы называются резервным водопроводом, использовавшимся в случае уничтожения врагом основного, идущего из-за города. Однако данное убеждение более чем неправильное. Гезлев находился в безводной степи, единственным пресным источником воды могли служить только колодцы, а какой смысл располагать колодцы за городом, поднимать из них воду и доставлять по водопроводу в город. Кяризы имеют несколько веток, идущих далеко за город, но проследить их примерное расположение можно и сейчас, имея схему Гезлева. Коридоры проходили под дворами домов, и в каждом дворе имелся колодец, через который воду из кяриз поднимали на поверхность. Кяризы — это самоточный водопровод; осадки, грунтовые воды, проходя через разные слои почвы и фильтруясь через них естественным образом, попадали в узкий коридор 1-1.5 метра в ширину и 2-2.5 метра в высоту, где стекали в глиняную трубу, находящуюся под каменной плитой пола и самотоком стекала к небольшим выемкам в полу, над которыми находились колодцы и далее в основные подземные резервуары воды, крупнейший из которых располагался в районе старых турецких бань. Не следует путать с русско-турецкими банями в пер. Красноармейском. Ныне этих бань не существует, на их месте стоит частное домовладение, однако часть сарая в этом домовладении — это часть здания бани, с круглой крышей и древней каменной кладкой.
 
Кяризы недоступны для посещения. Входы в них имеются в некоторых частных домовладениях, они замусорены и залиты нечистотами, сливаемыми в них местными жителями. Хотя кяризы в 1990 году и были взяты под охрану как памятник древности, в реальности они находятся в очень плачевном состоянии.
 
Построен на месте обветшавшего здания церкви Святого Николая Мирликийского в конце XIX века по инициативе благочинного протоиерея Я. Чепурина. Место алтаря разобранного храма отмечено памятным знаком, который находится за алтарём собора. Собор был освящён в 1899 году. Архитектор — А. О. Бернардацци. Над оформлением интерьеров и иконостаса работали художники В. В. Соколовский, С. И. Строев и флорентийский мастер Ваннуки.
 
Церковь Сурб Никогайос (Святого Николая) расположена на улице Интернациональной, в глубине застройки старого города. Церковь была построена в 1820 году. В архитектуре храма великолепно сочетаются традиции армянского народа и русского классицизма. Здание возведено из гладко отёсанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три её нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. Покоившиеся на 4-х колоннах восьмигранный барабан и купол утрачены. Фасады здания сохранились лучше, примечательно сочетание оконных проёмов различных форм, расположенных в два уровня. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых проёмов. На восточной стене сохранился хачкар — рельефное изображение процветшего креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры.
 
Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник, этнограф, член конгрегации мхитаристров Венеции Минас Бжишкян говорит о существовании в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью св. Никогайоса. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остаётся без крыши; армяне богослужение проводят в часовне.» В Евпатории до 1778 года уже существовала церковь святого Никогайоса, позднее сожженная татарами. Строительство новой церкви было завершено, как считает В. А. Микаелян, только в 30 — 40-х годах XIX века. Однако определение времени сооружения храма вызывает сильные сомнения Так, Н. Мурзакевич, описывая поездку в Крым в 1836 году, рассказывает: «По примеру караимов, построивших красивую синагогу, и они [армяне] было принялись строить красивую церковь; но по недостатку денег не кончили её».
 
Евпатория — крупнейший промышленный центр северо-западного Крыма. Главными отраслями являются пищевая, лёгкая промышленность. Всего в городе находится около 30 значительных предприятий, среди которых завод «Евпаторийские колбасы», «Евпаторийский хлебозавод», «Евпаторийский молокозавод», ООО «Евпаторийский винзавод классических вин», «Евпаторийский пивобезалкогольный завод», ликёро-водочный завод «Интавр», несколько цехов по производству хлебобулочных, колбасных, кондитерских изделий. Среди предприятий лёгкой промышленности представлены швейная фабрика, фабрика игрушек, мебельная фабрика «Дарвис», завод «Стройдеталь», завод «Вымпел», производственное объединение «Лукулл», производит слуховые аппараты, обувная фабрика «Таврия». В апреле 2016 года в Евпатории началось строительство современной обувной фабрики на 1 миллион пар обуви в год, фирмы «Zenden». В городе работает собственная типография, множество частных предприятий и организаций. На северной окраине города расположился крупнейший завод с открытыми карьерами и шахтами, по добыче и производству камня ракушечника, «Евпаторийский завод строительных материалов». В период с 2016 по 2020 год в городе планируется создать Евпаторийский индустриальный парк, куда войдут 12 новых предприятий.
 
Евпаторийский морской торговый порт перерабатывает строительные грузы. Имеет собственное месторождение песка на озере Донузлав. Основная деятельность порта — перевалка песка и зерна, а также обработка судов восточного направления.
 
Недалеко от города расположен Центр дальней космической связи (в 1996—2014 гг. — Национальный центр управления и испытаний космических средств), созданный в 1960 году. Техническую основу Центра составлял космический радиотехнический комплекс «Плутон», оснащённый уникальными антеннами АДУ-1000, которые не имеют мировых аналогов.
 
12 февраля 1961 года Центр дальней космической связи приступил к управлению полётом первой в мире автоматической межпланетной станции «Венера-1». В 1965 году были осуществлены запуски аппаратов «Венера-2» и «Венера-3». Со временем был запущен целый ряд космических аппаратов серий «Эхо», «Венера», «Марс», с помощью которых отрабатывались вопросы динамики полётов и посадки на планеты Солнечной системы, изучение атмосферы планет, передачи информации.
 
С весны 2014 года Евпатория является единственным городом в Крыму, где транслируются все 3 радиостанции Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК), которая использует для этого техническое оборудование ТРК «Альфа». В Евпатории имеется собственная государственная типография, а также несколько частных типографий, издается несколько городских газет — коммунальная «Евпаторийская здравница», коммерческие «Евпаторийский объектив», «Визит», «Витрина» и т. д.
 
Спортивная база Евпатории включает 3 стадиона, 44 спортивные площадки (в том числе 6 теннисных кортов), 7 футбольных полей, 3 мини-футбольных площадки с искусственным покрытием, 8 тиров, 25 спортивных залов, 9 площадок с гимнастическим оборудованием, 32 помещения для спортивных занятий, из них 16 с тренажёрами.
 
В черте города участниками велоклуба Extreme оборудовано несколько трасс для кантри-кросса, где проводятся ежегодные международные состязания, в том числе уникальный шестичасовой ХСМ «Ночной марафон».
 
В 2010 году возле водолечебного озера Мойнаки был основан СК «Арена-Крым» с пятью футбольными полями и освещением. Основная цель СК — популяризация и развитие футбола в Крыму и стране. В городе находится крупный спортивный параолимпийский центр. Евпатория принимает большое количество спортивных мероприятий и проводит множество международных спортивных турниров.
 
Евпаторийский городской театр им. А.С.Пушкина был открыт 20 апреля 1910 года постановкой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Во многих источниках, рассказывающих об открытии театра в Евпатории, указывается, что первыми артистами в новом театре были артисты Мариинского театра, но это не так. Первыми в Евпаторийском театре выступала труппа под управлением М. Е. Медведева, в состав которой входили П. И. Цесевич, М. И. Менцер, М. М. Скибицкая, С. И. Друзякина, С. Ю. Левик, Успенский и Полуев[27]. Скорее всего, выбор именно этой труппы связан с личными связями между М. Е. Медведевым и братом городского головы Евпатории С. Э. Дувана — Исааком Эзровичем Дуван-Торцовым. Зал, рассчитанный на 900 зрителей, был переполнен.
 
Фасад здания оформлен в неоклассическом стиле: центральный фронтон опирается на портик с восемью колоннами. Такие же колонны поддерживают перекрытия смотровых балконов. Изящный вид зданию придают украшения из декоративных деталей. Зрительный зал тщательно отделан и имеет прекрасную акустику.
 
За свою историю в Евпаторийском городском театре успели выступить множество знаменитых артистов: Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов и др.
 
К 1925 году в музее действовало пять отделов: археологический, атеистический, курортный, производственный и этнографический. Атеистический открыли в караимских кенасах, в мечети Джума-Джами размещался производственный.
 
В годы немецкой оккупации музей был почти полностью разграблен. В 1968 году музею вновь были переданы здания караимских кенас. Сейчас в музее хранится 56,8 тыс. экспонатов. Наиболее значительная — археологическая, посвящённая античной Керкинитиде и средневековому Гёзлеву — более 37 тыс.
 
Главным кинотеатром города считается «Ракета» (открыт осенью 1961 года). В 70-е годы переоборудован под широкоформатный зал. У жителей города пользовался огромной популярностью. С 1990-х годов работал в сезонном режиме.
 
В Евпатории проходили съёмки различных художественных фильмов. Старая часть города является прекрасной натурой для съёмок фильмов, действия которых разворачивались в период Первой мировой войны, Революции и Гражданской войны, а также в середине ХХ века.
 
В фильмах в основном мелькает Свято-Николаевский собор, дом Дувана, набережная им. Терешковой, также популярным местом съёмок является улица Красноармейская в районе турецких бань и другие улочки старого города, а также здание евпаторийского железнодорожного вокзала.