Сегодня 100 лет со дня расстрела царской семьи


Домовенок
Сегодня 100 лет со дня расстрела царской семьи


Сегодня 100 лет со дня расстрела царской семьи. Как человек, интересующийся отечественной историей, на дату эту не могу не отреагировать.

Днями перечитывал документы, мемуары, материалы расследований, формулировал свое отношение к этому событию. Напишу такое, что не понравится никому при существующей поляризации мнений.

1) Отчасти согласен с мнением о том, что полному примирению в общественной дискуссии по «царскому» вопросу мешают не столько новые левые и порожденная реинкарнацией сверхдержавы советизация массового сознания, а напротив... наивный неомонархизм и невнятная позиция церкви.

Поясню. Хотя я не принадлежу к числу воцерковленных людей и не вправе критиковать решения РПЦ, однако канонизация Романовых в начале 2000х представляется шагом поспешным и политически конъюнктурным, направленным на сближение РПЦ и РПЦЗ. Не оспаривая сам факт казни, именно религиозный характер мученичества, страдания во имя веры в данном случае доказательств не имеют. Этим и объясняется прославление царской семьи в святом чине страстотерпцев (так же, например, как первые русские святые - князья Борис и Глеб, убиенные коварными единоверцами без каких-либо религиозных мотивов).

Однако в массовом религиозном сознании между «мучеником» и «праведником» разницы не существует. Таким образом, все жертвы расстрела, включая бывшего императора, наделяются абсолютной прижизненной непогрешимостью, а любой критический анализ государственной деятельности Николая II воспринимается как богохульство и атака на святыню.

Если любой начитанный человек с советским школьным образованием (а с другим у нас и нет) сейчас понимает, что царь Николай, в общем-то, был «кровавым» не более своих предшественников и последователей, то любой верующий готов с пеной у рта отстаивать священность самой личности помазанника Божия, а далее - тенденциозный и довольно мифологизированный набор достижений правителя, фактическим результатом деятельности которого, к несчастью, и стал революционный хаос.

Вдобавок ко всему, именно решение Верховного суда РФ о реабилитации Романовых как жертв политических репрессий, пролоббированное и поддержанное частью церковников, фактически признало за Уралсоветом статус органа власти (что исходит из самого определения понятия «репрессия») и окончательно превратило бессудную ночную расправу из уголовного преступления в избыточное, но правомочное насилие со стороны государства. Это решение, на мой взгляд, также было поспешным и ошибочным.

2) Любой здравомыслящий человек понимает, что отрекшийся и арестованный Николай должен был как минимум быть подвергнут суду. Именно вокруг этого крутятся споры о сакции и инструкциях Москвы, ибо известно, что первоначально предполагался публичный процесс. На этом процессе могли прозвучать обвинения, из всей кучи которых относительно обоснованными не нормами права, но некой общественной справедливостью можно считать лишь события 1905-1906 гг., военно-полевые суды, Ленский расстрел и т.п. (но отнюдь, конечно, не Ходынку). Однако обвинения так и не прозвучали. В отсутствие же судебного приговора смерть Николая нельзя объяснить ничем, кроме некой суровой революционной целесообразности, структуры момента, желания в чрезвычайных военных обстоятельствах во что бы то ни стало уничтожить знамя контрреволюции.

А смерть других представителей династии, детей и прислуги - ничем, кроме необходимости уничтожить всех возможных преемников и даже случайных свидетелей. Это очень простой и жестокий мотив, за который поначалу было стыдно даже самим большевикам.

Обстоятельства ликвидации и сокрытия останков - не только в Ипатьевском доме, но и практически синхронной под Алапаевском - говорят о примитивной, дремучей жестокости исполнителей, которые в большинстве были людьми с неоконченным начальным образованием. Послушайте рассказы Никулина - волосы дыбом.

Так вот. Целесообразное хладнокровное убийство - это есть достаточное объяснение для дремучих людей, до сих пор сидящих в окопах Гражданской войны. Кто из окопов вылез - тот согласится с необходимостью суда над Николаем и безусловной трагичностью гибели всех остальных.

3) И наконец. Почему расстрел царской семьи вызывает гораздо больше эмоций, чем, например, насильственная смерть правителей в результате дворцовых переворотов? Исключительно потому, что он символизирует конец традиционного национального государства, безвозвратный исторический перелом. Мы не взяли из той потерянной России почти ничего - ни хорошего, ни плохого. И хотя советский империализм, пришедший на смену революционному интернационализму, позже частично реабилитировал дореволюционную историю (бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева), хотя восстановила новая Россия державную атрибутику - всё это выглядит новодельной бутафорией. И вот это самое печальное и непоправимое в наших исторических поворотах - рубка прошлого наотмашь под корень.


Леонид Дегтярев
https://www.facebook.com/100001822076282/posts/2042624249141624/
Ежели я наврал где, по грешному недомыслию, то прошу не корить пакостно, но вразумлять пастырский…

← в автокатастрофе по дороге в Джанкой погиб... | Подполковник Роман Каменев погиб 7 августа 2016 →

Перейти на форум:
Быстрый ответ

Сайт Еватории - форумы, объявления, новости!

Приветствуем Вас на сайте Евпатории! Общайтесь на форуме, публикуйте материалы, добавляйте новости, объявления!


Авторизуйтесь на сайте используя Ваш аккаунт в социальных сетях! И общайтесь!

 

Войти на сайт Евпатории

Популярные форумы

Форум

Перейти на форум


Мое меню

параметры поиска